Почти все адаптации аниме в кино провалились. Зачем сняли «Детектива Пикачу»?

И почему голливудские режиссеры не теряют энтузиазма

Фильм о приключениях покемона вышел в российский прокат — и оказался в одном ряду с не слишком удачными голливудскими адаптациями аниме и игр из Японии. Почему американским студиям никак не удается снять качественный фильм по аниме — и зачем, несмотря на это, они все еще пытаются? Об этом рассуждает сценарист и геймдизайнер Антон Качулин.

Список неудачных американских фильмов по культовым японским тайтлам неприлично огромен. Судите сами: «Призрак в доспехах» (рейтинг на киноресурсе Rotten Tomatoes — 43%), «Тетрадь смерти» (38%), Dragonball: Evolution (15%), «Спиди гонщик» (40%), «Кулак Северной звезды» (26%), «Супербратья Марио» (21%) — и это только начало.

Даже фильмы, которые поклонники считают относительно удачными (например, «Алита Боевой ангел» или «Плачущий убийца»), проигрывают среднестатистическим фильмам от тех же режиссеров. Особняком в ряду провалов стоят разве что сверхуспешные «Трансформеры» и боевик «Грань будущего». Негусто для богатого на культовые сюжеты мира аниме. 

Из года в год у американских режиссеров не получается снять достойную аниме-адаптацию. Но они отчаянно продолжают попытки, наступая на одни и те же грабли.

Большинство критиков выделяют ровно две ключевые проблемы сюжетов кинокартин, сделанных по мотивам аниме и японских игровых проектов.

Проблема №1. Некоторые режиссеры стараются адаптировать анимешные истории под реалии, понятные для широкого американского зрителя. Характерный пример — «Тетрадь смерти». Оригинал «Тетради» — мрачная история падения эгоцентричного гениального подростка, который получает в свои руки самое совершенное орудие убийства в мире и использует его, чтобы бороться со злом. Адаптация — история случайного парня, который убивает окружающих, чтобы покрасоваться перед девушкой (в перерывах между любовными сценами).

Еще один печальный пример — Dragonball: Evolution: Гоку из молодого мастера боевых искусств вдруг превращается в типичного школьника с типичными школьными проблемами.

Обе эти истории растеряли свою идентичность. Обе эти истории превратились в банальные драмы, без философских подтекстов и конфликтов ценностей.

Проблема №2. Она связана с противоположным подходом. Знаменитые Вачовски сняли адаптацию «Спиди гонщика», совершенно не заботясь о том, как будет смотреть этот фильм зритель, не знакомый с оригинальной вселенной. Здесь есть буквально все, чтобы сойти с ума на первых минутах просмотра: вполне реальные здания и люди соседствуют с мультяшными гоночными треками, персонажи в обычной одежде сталкиваются с гонщиками в переливающемся латексе, а один из друзей главного героя — и вовсе разумный шимпанзе.

Эти вещи могут нормально смотреться в мультфильме, но в кино выглядят нелепо. Всего за пару минут взрослый зритель теряет интерес, да и детей сериал о культовом герое мультфильмов 60-х совершенно не захватывает.


Получается, у современных американских режиссеров просто нет эффективных приемов, которые позволили бы переводить язык аниме в кинематографический


Оказалось, что аниме — это не просто китчевая рисовка, экзальтированные характеры, длинные диалоги, пафос и сложные боевые системы. Аниме и традиционный кинематограф — это разные языки. Те сюжеты, которые отлично смотрелись в аниме, в большом кино не работают.

Впрочем, это не мешает режиссерам продолжать попытки. Тем более, в свете последних изменений на рынке кино в мире. Ведь Netflix, Amazon Prime и Disney Plus действительно изменили рынок кинодистрибьюции. Высокое качество картинки, отличный звук и огромное количество эксклюзивного контента — вот что делает эти проекты сверхпопулярными.

Почти все адаптации аниме в кино провалились. Зачем сняли «Детектива Пикачу»?

Теперь стриминговые сервисы с недорогой подпиской конкурируют с традиционными кинотеатрами — и все чаще побеждают в этой борьбе. Прокатчикам, которые годами зарабатывали свою основную прибыль за счет продажи билетов в кино, в этих условиях все сложнее отвечать на вопрос зрителя: «Зачем мне идти в кинотеатр?».

Один из наиболее успешных ответов последних лет — ради фансервиса. Участие в комьюнити, общение в группах, обсуждение теорий и, конечно, нетерпеливое ожидание выхода нового фильма — вот те социальные инструменты, который помогают заработать прокатчикам. В этих условиях расцветают и переживают второе рождение грандиозные киновселенные: «Звездные войны», «Трансформеры» и Marvel — это, вероятно, самые яркие примеры, хотя список гораздо шире. Знали ли вы, например, что история о Гарри Поттере несколько лет назад выросла до большой вселенной под названием Wizarding World?

На фоне этих процессов горячая фан-база аниме — лакомый кусочек для любого голливудского продюсера. Проработанная вселенная, гигантская фан-база и безграничный потенциал для мерча — что может быть прекраснее? В этом смысле «Покемон: Детектив Пикачу» идеально попадает в нишу.

Другой вопрос: сможет ли он найти правильное настроение, чтобы рассказать всему миру историю о карманных монстрах? Некоторый шанс на это действительно есть. Ведь, несмотря на противоречивые отзывы критиков, за первый уикенд проката в США и в мире «Детектив Пикачу» стал самым прибыльным фильмом по игровой вселенной в истории.


Посмотреть фильм в кино на языке оригинала вполне реально (и очень полезно!). Ищите в своем городе кинотеатр, который показывает фильмы не в дубляже, а с субтитрами. В Москве сеансы «Детектива Пикачу» на английском традиционно будут идти в кинотеатрах «Пионер», «5 звезд на Новокузнецкой», «ГУМ Кинозал», «Ролан» и других.

А чтобы легче воспринимать английский на слух и понимать англоязычные видеоролики, попробуйте онлайн-школу Skyeng. Если вам еще нет 18 лет, записывайтесь на бесплатный урок здесь (а если вы старше — вам сюда!). Преподаватели помогут вам не только прокачать навыки, связанные с английским языком, но и погрузиться в американскую и британскую культуру.

Кадры из фильма: (c) Warner Bros.


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место