Исследование: как мужчины затмевают женщин в западном кино

Поднимаем гендерный вопрос

Вопросы гендерного неравенства добрались и до кино. Зарубежные СМИ не раз писали о том, что в фильмах почти всегда на первом плане — белый гетеросексуальный герой-мужчина. В разгар гендерных праздников разбираемся, действительно ли положение женщины на экране настолько бедственное.

Несколько лет назад авторы англоязычного издания Pudding провели большое исследование. Они решили посчитать, какие персонажи чаще говорят в фильмах — мужские или женские, — и проанализировали восемь тысяч сценариев разных лет.

Оказалось, что женских голосов в этом хоре очень мало: только 34% женских персонажей в фильмах говорят (по сравнению с 66% мужских).

Сейчас расскажем подробности и научим вас проверять фильмы на гендерную предвзятость. Но сперва анонс: мы запустили свое исследование, чтобы узнать, какие фишки в обучении нравятся мужчинам, женщинам и представителям прочих гендеров (и есть ли разница в предпочтениях). Уделите пару минут своего времени — нам важно мнение каждого!

Мультики: молчат даже главные героини

Количество мужских реплик превышает 90% в «Книге джунглей», «Корпорации монстров», «Алладине», «Вверх», «Истории игрушек», «Спасателях в Австралии». Даже в мультфильме «Покахонтас», где, казалось бы, имя девушки вынесено в название, 60% реплик — мужские. В «Русалочке» у мужчин уже 70% реплик, в «Короле Льве» — 87%. А в «Мулан» дракончик Мушу говорит в два раза больше слов, чем сама главная героиня.

Относительный гендерный баланс соблюдается лишь в трех анимационных картинах: «Тарзан» (55% женских реплик), «Суперсемейка» (45%) и «Холодное сердце» (47%). Еще в трех женщины вырвались на первый план: в «Головоломке» они отвоевали себе 64% реплик, в «Алисе в стране чудес» — 66% и в «Спящей красавице» — 70%.

Кино: важный персонаж должен быть мужчиной

Художественному кино тоже далеко до гендерного баланса. Например, в фильмах «Красотка» и «10 вещей, которые я ненавижу в жизни» героини — женщины, и значит они чаще всего взаимодействуют с другими персонажами. Но мужских реплик все равно хоть немного, но больше — 52%.

Еще одно исследование определило, что только 37% женщин на экране были важными персонажами, а среди героев-мужчин этот показатель — 63%. Важным персонажем считается тот, без кого невозможно развитие истории и кто появляется больше, чем в одной сцене. И наконец только в 10,7% фильмов одинаковое количество и мужских, и женских ролей.

Статистика подтверждает и то, что Голливуд довольно долго поддерживал сексистские стереотипы. Как правило, женщины на экране моложе мужчин: считается, что с возрастом они теряют привлекательность и такие персонажи не интересны зрителям. История героини в большинстве случаев связана с ее личной жизнью, а не с профессией (а вот у мужчин — наоборот).

Аналитический центр Annenberg Inclusion Initiative выяснил, что 28,8% женских персонажей на экране носят сексуальную одежду (у мужчин этот показатель — всего 7%, причем обычно это комедийные характеры). 26,2% женщин в кадре частично или полностью обнажены (против 9,4% мужчин).

Как проверить фильм на гендерную предвзятость

Феминистское сообщество придумало ряд специальных тестов, которые помогают проверить, все ли в порядке с портретом женщины в художественном произведении. Попробуйте прогнать через них парочку фильмов на ваш вкус (а впечатлениями можно делиться в комментариях).

Тест Бекдел. В фильме должны быть как минимум два не безымянных женских персонажа, которые говорят друг с другом как минимум один раз — и не о мужчинах. Назван по имени американской карикатуристки Элисон Бекдел.

Тест Мако Мори. В картине присутствует героиня, у которой есть собственная самобытная история, неориентированная при этом на поддержку истории мужского персонажа. Назван по имени героини «Тихоокеанского рубежа».

Тест Эллен Уиллис. Станет ли история нелепой, если персонажам поменять пол? Назван по имени американской журналистки и феминистки.

Тест Тауриэль. Хотя бы одна женщина в фильме должна быть профессионалом в своем деле, и это влияет на сюжет. Назван в честь героини второй части фильма «Хоббит», которую ввели в сюжет специально, чтобы разбавить мужской состав. В книге ее нет.

Тест Райли Бекета. Линия мужского персонажа зависит от линии женского, но между этими персонажами нет романтической связи. Тоже назван по персонажу «Тихоокеанского рубежа».

В последнее время женских персонажей в кино стало больше, и они участвуют в основном сюжете. Но и тут не все гладко: вот несколько принципов, которым нередко подчиняются современные сценарии.

«Синдром Тринити». Героиня очень крута, она может почти все, кроме того, что может главный герой. Поэтому она так или иначе попадет в беду, а главный герой ее спасет — именно это происходит в «Матрице».

«Принцип Смурфетты». В каждой мужской группе для разнообразия должна быть одна женщина. Только она не выходит на первый план. Часто этот принцип особенно заметен, когда в фильме собирается команда школьников-«лузеров»: один очкарик, один пухляш, один в брекетах, одна девчонка (тоже не повезло). Это можно увидеть в фильме «Оно» и сериале «Очень странные дела». Во «взрослых» командах такими «смурфеттами» оказываются Гамора из «Стражей Галактики», Лея Органа в оригинальной трилогии «Звездных войн», Пенни в «Теории большого взрыва».

«Правило сексуального торшера». Задайте себе вопрос: если заменить героиню на торшер, сильно ли это повлияет на основной сюжет фильма? Нередко в таком случае герои-мужчины ради такого «торшера» проходят через невероятные и опасные приключения, а сама героиня просто сидит и ждет.

«Принцип женщины в холодильнике». Женщина выступает мотиватором мужчины. И довольно часто это уже мертвая женщина — любовный интерес героя показательно убивают или насилуют, чтобы всю последующую ленту он мог из-за этого страдать и искать пути отмщения.

Даже новомодные блокбастеры придерживаются удобного феминизма, где на первый план выходят хоть и самостоятельные, но неизменно сексапильные красотки в подчеркивающих все достоинства нарядах (взять хотя бы Чудо-женщину или героинь Люка Бессона).

Стоит ли на это обращать внимание

Выбор за вами. Кто-то считает проблему надуманной, но часть общества не согласна мириться с перекосом в гендерных ролях и культом идеального женского тела на экране. В конце концов, голливудские фильмы — это массовая культура, и они вполне могут повлиять на самооценку.

В жизни сильных женщин точно не меньше, чем сильных мужчин, а их появление на экране совсем не уменьшает привлекательность картины для зрителей. Как оказалось, среди фильмов, вышедших с 2014 по 2017 год, самые кассовые картины прошли тест Бекдел и вывели на первый план женских персонажей. А значит, спрос на смену парадигмы все-таки есть.


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место