6 проверенных способов воспитать у ребенка самостоятельность

Раз и навсегда

Все родители хотят вырастить человека, который знает чего хочет, действует смело и независимо. Однако потом сами же наказывают за инициативу: неудачно переставил мебель, зачем-то постирал мамины вещи без надобности, да и фотоаппарат, оказывается, зря разобрал. Не заглушить благородный порыв «я сам», но и не впасть в попустительский маразм поможет грамотная родительская стратегия.

Начнем с вопроса: как выглядит самостоятельный ребенок? Похож ли он на Федора Конюхова, который только в компании своей бороды отважно пересекает океан? Психологи говорят, что плыть сквозь туман необязательно. На самом деле, ребенку, у которого все в порядке с самостоятельностью, комфортно выполнять задачи по возрасту, и он знает, в какой момент нужно обратиться за помощью к другим.

Он не путает эти вещи: не лезет сам на двухметровый шкаф, поскольку знает, что разумнее попросить папу достать воробушка, но и не просит отца натянуть ему колготки, потому что эта сфера уже освоена. Самостоятельный человек уверен в себе, может справляться с разочарованием во время обучения новому (колготки тоже не сразу легко надевались) и принимает обоснованные решения. Взрослые могут помочь ребенку самому стать кузнецом своего счастья, и эти советы им наверняка пригодятся.

1. Установить разумные ожидания

«Я-то в твои годы! Сам из школы приходил, готовил, обедал, мыл посуду, колол дрова и чашки, носил воду из ванны…» — назидательно сообщаем мы детям, которые из всех телодвижений с утра сделали только два, и те — по экрану смартфона. Порой мы требуем слишком многого. Удивляемся, что дети не умеют завязывать шнурки, хотя видим, что вся детская обувь на липучках. Страдаем, что дочь не варит борщи, при этом уже пару лет как заказываем готовую еду на дом. Переживаем, что Санек не гоняет по двору на самокате, хотя двор давно превращен в парковку и последних детей там видели много лет назад.

В общем, перед тем как чего-то требовать от детей, нам нужно хорошо понимать две вещи:

Была ли у них возможность этому научиться. Создали ли мы условия для борщей, шнурков и самокатов и объяснили ли младшим, почему этому важно учиться.

Соответствует ли задача способностям ребенка. Трехлетка физически не способен убрать комнату, заваленную игрушками, эмоциональной пятилетке трудно засыпать самостоятельно, а десятилетка не планирует свой учебный план на годы вперед. И это нормально.

2. Очертить сферу деятельности

Чем ближе наш мир к засилью искусственного интеллекта и полной автоматизации, тем, кажется, менее ценны обычные бытовые умения: вымыть за собой тарелку, пришить пуговицу, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом. Однако это именно те задачи, которые помогут ребенку ощущать свою значимость, свой вклад в семейные труды. Обсудите с младшим, какая конкретно миссия ему будет поручена, по каким дням нужно выгуливать собаку и поливать цветы.

Чтобы разобраться в вопросах воспитания и обучения детей в разных бытовых сюжетах — подписывайтесь на бесплатную рассылку для родителей. В ней каждую неделю наши методисты, психологи и преподаватели рассказывают, как сохранять разумную грань в повседневных вопросах: ограничивать ли время детей на гаджеты, что делать, если вам не нравится подход бабушки к воспитанию, как разговаривать с подростком о контрацепции и много всего еще. Просто оставьте почту и получайте письма по субботам.

3. Освободить от контроля — позволить делать выбор

Родители — нервные и утомленные люди. По всей видимости, тревога заставляет нас постоянно проверять, сделан ли английский, что там с математикой и приготовила ли дочь себе одежду на завтра.

Но тотальный контроль — штука вредная. Вот, например, современные теории мотивации пришли к тому, что в основе желания действовать лежат три кита:

  • автономия: ощущение, что ты сам решил сделать уроки
  • компетентность: чувство, что я мастер 80 левела по уборке гостиной
  • потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Васей друг другу доверяем, с него две фотожабы про коронавирус, и с меня две

Кроме того, исследования подтверждают, что чем больше человека давят проверками, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.

В итоге важно то, как мы ощущаем себя в мире: есть ли у нас чувство «я могу, я силен», есть ли свобода действовать без ежеминутной проверки, есть ли люди, которым мы можем предъявить результат. А взрослые могут этому способствовать — для начала хотя бы создав видимость желаемого: «Леночка, вижу ты сама взялась собирать робота. Ну да, ты в этом спец. Давай потом устроим выставку твоих роботов? Все-все, не мешаю…»

4. Дать время на свободную игру (и на то, чтобы валять дурака)

Есть версия, что для полноценного развития детей нужны высокие нагрузки, десять кружков, план на недели вперед. Психологи готовы поспорить: они заявляют, что самые важные внутренние качества, вроде независимости и стойкости перед лицом неудачи, формируются в обычной дворовой игре. Другими словами, бегая за чумазыми товарищами с мячом, человек не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде, решать проблемы и укрепляет психику.

Профессор психологии в Бостонском колледже Питер Грей в своей книге «Свобода учиться», замечает любопытную корреляцию: чем меньше у детей времени на свободную игру, тем выше в обществе уровень детской депрессии и тревожных расстройств. Именно в игре у сверхзанятых детей появляется ощущение, что они могут управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.

5. Позволить ошибаться и обеспечить поддержку

Для родителя естественно проявлять беспокойство. Все сразу выдохнут, если Ваня слезет с водонапорной вышки, а Леночка перестанет балансировать на стремянке. Однако постоянно демонстрируя свои тревоги, мы рискуем переборщить и как бы намекнуть младшему, что не вполне доверяем ему, считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Мы можем не просто больше доверять ребенку, но и поощрять его к сложной деятельности. Впрочем, возможно он и сам вызовется собирать шкаф, если мы дадим ему право на ошибку, не будем каждый раз гневно размахивать руками: «Ну и руки-крюки! Почему ты собрал вместо шкафа табурет?». Наоборот, поддержим человека в сложный момент: «Ага! Здорово! Ты старался. Смотри, какая интересная фигура получилась. Как ты думаешь, почему? Может, попробуем теперь перевернуть инструкцию вверх ногами?»

6. Научить решать проблемы

В периоды кризисов и принятия поправок к конституции взрослые сами не очень способны трезво подходить к задачам. Вместо того чтобы собрать информацию, просчитать возможные варианты и составить план действий, они, обернувшись марлевой повязкой и скупив всю гречку в округе, продолжают паниковать. Это не та модель, которую нужно передавать детям.

Вообще, есть даже специальная техника для преподавателей о том, как учить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ей воспользоваться и начать с малого. Например, помочь ребенку определиться с целями, увидеть препятствия, которые мешают достичь задуманного. Все это можно сделать в доверительном разговоре, например, по пути в магазин за гречкой.

А еще можно записать ребенка на онлайн-занятия по английскому и математике в школу Skysmart. Детям здесь так интересно, что они сами напоминают родителям об уроках, делают домашку в срок и следят за своим прогрессом на современной платформе.

На вводном уроке методист познакомит вас и ребенка с форматом обучения, подберет подходящий курс и вдохновит ребенка на изучение английского или математики. 


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место