Как воспитывали детей 100 лет назад и сейчас? Разбираем постулаты родительства разного времени

От коллективного воспитания к lifelong learning

История человечества богата странными и рискованными воспитательными экспериментами. Взять хотя бы последние сто лет педагогических находок — они красноречиво свидетельствуют, что вызовы времени и проблемы поколения сильно влияют на воспитательные приоритеты людей. Инна Прибора специально для Skyeng Magazine основные постулаты родительства, которые за век поменялись неоднократно.

100 лет назад: растим человека «коммунистического»

Что происходит? Революция перевернула вверх тормашками весь прочный уклад жизни. В яростном дыму и угаре канули в лету не только материальные блага, но и такие важные вещи, как социальный статус, семейный традиции, дедушкины заветы. Только что ты был уважаемым человеком и знал, как жить, теперь — ты маргинал, потерявший всякие ориентиры. Вместе с тем продолжается индустриализация и в городах оказывается множество людей, оторванных от привычной патриархальной жизни.

Социологи считают, что в это время случился кризис традиционной модели семьи — с кучей детей, бабушек, племянников и дядьев, сидящих за одним деревянным столом и начался переход к нуклеарной «мама, папа, я». Причем взрослые бегут по звонку на фабрику, а самый младший отправляется в ясли.

Советские идеологи мощно развивают идею равноправия и освобождения женщины от домашнего рабства, где основные функции воспитания должно брать на себя государство и общество. Революционерка Александра Коллонтай пишет, что воспитание в семье неэффективно. Здесь, мол, прививаются консервативные буржуазные ценности, не то, что в ясельках. А сами ясельки и школы ориентируются на то, чтобы вырастить не махрового собственника, а строителя коммунизма, человека, который готов отстаивать социалистические идеалы.

В это время появляются первые программы обучения родителей, которые сосредоточены в первую очередь на борьбе с высокой детской смертностью. Взрослых людей, представьте себе, учили мыть руки, протирать соски перед кормлением, класть младенцев в более-менее чистые кроватки. Главными авторитетами становятся медики из родильных домов и поликлиник. Они рассказывают не только, как кормить и лечить, но и как воспитывать детей.

Идейное содержание. Первое место занимает идея общественного воспитания. Многие дошкольные учреждения, появившиеся в 20 годы — круглосуточные.

Женщина в это время — важный общественный ресурс для решения производственных и общественных задач, но она не очень внятно разбирается в том, что хорошо для ее ребенка. Папа тут, кажется, пропал из картины мира, потому что он очень занят на очередной стахановской стройке, на комсомольском собрании, а может даже на войне. Зато обо всех сложных вопросах можно спросить врача из поликлиники.

Молодежи внушается, что новый человек — это прежде всего активный и дисциплинированный передовик-общественник, а интересы класса — выше личных. Воспитание — коллективное, все ходят строем и несут знамя вождя. Воспевается труд во имя идеи и подвиг на благо страны. Эмоции, настроение, привязанность — все это лишние буржуазные пережитки.

© Dominika Roseclay

50 лет назад: от винтика к человеку, интерес к личному

Что происходит? В мире начинается кризис буржуазной модели семьи. Европу трясут студенческие бунты 68 года, появляются хиппи, в Америке — разгар секуальной революции. Кругом сплошная индивидуализация. Западные семьи — взрослоцентричны: папа с мамой не будут жертвовать карьерой ради ребенка.

В СССР, за занавесом — потише: это время застоя и относительного экономического благополучия. В искусстве поднимаются вопросы детства и юности, авторы рефлексируют на тему взросления, проблем отцов и детей. Выходят фильмы Тарковского, Рязанова, Данэлии… В массовом сознании крен с общественного воспитания смещается в сторону индивидуального «я». В школах начинают реализовывать гуманистические принципы. Программу эстетического воспитания разрабатывает выдающийся педагог Сухомлинский.

С середины 60-х в Союзе появляются книги доктора Спока об уходе за детьми. Теперь хорошим тоном считается растить «по Споку». Хотя в школах и садиках по прежнему учат не отбиваться от коллектива и рассказывают о подвиге Павлика Морозова, воспитание по новым книжкам — это шаг к свободе и естественности. Ученик английского психоаналитика Винникота, доктор Спок, популяризировал прогрессивные научные идеи: кормить малыша не по часам, а когда он голоден, отказаться от тугого пеленания, часто брать ребенка на руки и разговаривать с ним.

Идейное содержание. Школа по-прежнему несет ответственность за формирование мировоззрения в духе коммунистической морали. Дети обязательно носят октябрятские значки, пионерские галстуки и участвуют в демонстрациях. Однако многие родители относятся к происходящему со скепсисом, объясняя подросшим детям ритуальность этого краснознаменного фасада. Противоречие выходит и в том, что мама сначала гладит тебе красный галстук, а потом охотится за модными дефицитными джинсами или кедами.

В воспитании споковские принципы ухода за младенцами переносятся на общение с более взрослыми детьми: больше гуманизма и свободы. Родители таскают детей в походы с гитарой, читают стихи не о революции, а о душе, ведут философские разговоры, в которых Павлику Морозову отводится незавидная роль. В процесс воспитания все активнее включаются отцы.

Общественные моралисты ругают родителей подростков: раз дети слушают непатриотичную музыку, объединяются в подозрительные фанатские группы, значит их растят в атмосфере абсолютной вседозволенности. «Вот куда ваш Спок приводит! Позор!» — кричали они.

Целеустремленные люди учитывают противоречия и играют по правилам: красный галстук нужен, чтобы поступить в хороший институт. Образование в этом время по-прежнему мощный социальный лифт.

© Zun Zun

30 лет назад: крутиться, крутиться и еще раз крутиться…

Что происходит? Распад Союза двигает все социально-политические структуры российского общества, открываются границы. В кинотеатрах выходят сверхприбыльные блокбастеры: на экранах зрелищно восстают из пепла терминаторы. По центральным каналам идут мексиканские сериалы, заряжают воду на удачу известные экстрасенсы, а в перерывах включается реклама финансовой пирамиды МММ и американских жвачек.

Рыночные реформы, экономический кризис и желание обеспечить детей заставляет бывших педагогов и инженеров заниматься бизнесом, включиться в игру «заработай на ларьках» и отвлечься от воспитания. К тому же прошлые стратегии успеха перестали работать: зачем учиться, если это не обеспечит тебе благополучного будущего? Массовая культура воспевает материальные ценности: сводит с ума юбочка из плюша, купленная, очевидно, на вьетнамском рынке и «твоя вишневая девятка». В больших городах развиваются мощные панковские субкультуры с идеей «живи быстро, умри молодым».

Идейное содержание. Гуманистические устремления уступили место узко утилитарным: нужно выжить, а детей накормить одеть и обуть. Школы во время потрясений экспериментируют с программами и заменяют буквари с мавзолеем на обложке на буквари с голубями.

Марскистско-ленинская теория уходит, оттого учителя старой закалки немного теряются, трактуя образы Данко и Павки Корчагина. Звучат предложения ввести в список школьной литературы Пелевина.

Согласно исследованию социолога РАН Лины Окольской, в 90-е годы среди родительских ценностей на первый план выходят более эгоистические: детей учат «не упустить своего» и «занять видное положение», а такие странные штуки, как «желание работать для общего блага», «стремление к знаниям» или «уважение к родителям» теряют свое значение. Индивидуалистические качества, самостоятельность, умение не прохлопать ушами выгодные возможности — становятся тем, что взрослые стараются развить в детях, в том числе и своим примером.

© Emma Bauso

10 лет назад: интенсивное родительство

Что происходит? Двухтысячные годы называют «сытыми». Власть выстраивает вертикаль, цены на нефть держатся высоко, поэтому к десятым годам в России образуется то, что принято называть средним классом. Его представители наконец-то могут выдохнуть и предоставить ребенку те возможности, которых так не хватало им самим. У ребят появляются непременные «развивалки» с полугода, английский с пеленок, бассейн для грудничков, робототехника и кружок живописи.

Появляются кружки по интересам, клубы слингомам или группы творческого развития. Там под звуки арфы младенцы катают глину, шлепают ладонями по безопасной эко-краске или принимают ванны из каштанов, в это время взрослые могут поставить себе галочку: они в впрямь занимаются ребенком. В то же время детская дворовая культура практически пропадает, подвижные игры школьников с арматурой на стройках остались в 90-х. Те, кто не может позволить себе интенсивное родительство, все равно ориентируется на него и загружает детей тем, что есть под рукой: ок, пусть будет не робототехника, а бюджетный кружок юннатов в старом доме культур.

Идейное содержание. Родители становятся образованнее. Завоевывает популярность теория привязанности. Хотя ее основоположник Боулби писал свои труды еще в середине века, к нам она пришла через канадского психолога Ньюфельда именно в десятые годы. Взрослые массово читают педагогический научпоп (в лидерах — книги Гиппенрейтер и Петрановской), с удивлением обнаруживая, что шлепать детей — недопустимо, крик — эмоциональное насилие, а в выборе секций и кружков — самое главное учитывать интересы и склонности ребенка.

Школы и детские сады отстают от требований увлеченных пап и мам. Появляются люди, которые отказываются от государственных образовательных учреждений. Популярные статьи сосредотачивают внимание на психологическом комфорте, индивидуальных особенностях и эмоциональной сфере ребенка.

© Alena Shekhovtcova

Сегодня: разнообразие и онлайн-обучение

Что происходит? Экономические санкции и снижение уровня жизни каким-то образом совпали с модой на аскетизм и простые радости. Ценным становится не материальное, не дорогие игрушки, а время и впечатления. Продвинутые родители напирают на то, что время, проведенное с ребенком должно быть качественным. Ходьба по музеям, хайкинг по паркам, путешествия под парусом — вот к какому времяпрепровождению стремятся современные семьи.

Мощное развитие технологий приводит к тому, что следить за ребенком теперь можно и в утробе (скриннинги, УЗИ), в его люльке (видеоняни, специальные гаджеты, измеряющие частоту сердечных сокращений), или когда маленький человек самостоятельно передвигается по городу (часы или смартфоны с возможностью слежения).

Отсутствие связи между поколениями в семье с лихвой компенсирует армия разнообразных специалистов по детству, поскольку современный родитель верит в науку или в экспертов, которые на науку ссылаются. Есть отдельные консультанты по кормлению грудью, психологи, разбирающиеся в гиперактивности или в гиперчувствительности, специалисты по сенсорной интеграции, по проблемам с привязанностью, по детской игре, по детскому сну, арттерапевты, иппотерапевты и еще сотни терапевтов разных формаций. Родитель, пока старается разобраться в информации, чувствует себя крайне неуверенно, ему начинает казаться, что форма игрушки, кроватки или неверно взятый в конфликте тон может серьезно повлиять на детскую психику.

Идейное содержание. Чему учить детей — не очень понятно. Футурологи и научные форсайты обещают, что в скором времени большинство специалистов будут заменены роботами. Сегодня искусственный интеллект может даже сочинять музыку и писать книги. Поэтому прогрессивные западные школы развивают в учениках гибкие навыки — soft skills, учат работать в команде и проявлять эмоциональный интеллект.

Особенно активно внедряется игровое образование: дети, растущие с гаджетами готовы проходить сложнейшие уровни в компьютерных играх, но не готовы заниматься однообразной зубрежкой и переписыванием. В России школы довольно консервативны, поэтому родители вовсю используют онлайн-уроки и пользуются услугами дополнительного образования. Самой важной становятся идеи индивидуального маршрута в обучении, саморазвития и непрерывного образования — lifelong learning. Причем учатся не только дети, но и родители.

В онлайн-школе Skysmart уроки проходят максимально технологично: рисуют на интерактивной доске и делают упражнения на онлайн-платформе. И программа каждого курса адаптируется под ученика.

Запишите ребенка на бесплатный урок в Skysmart
Без зубрежки, с развитием личности
Введите имя
Введите email
Введите телефон
Нажимая, я принимаю условия соглашения
Произошла ошибка, попробуйте еще раз
Неверный код
Вы уже оставляли заявку в Skyeng. Если хотите попасть в личный кабинет — войдите или восстановите пароль. Ваш менеджер скоро вам позвонит.


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место