Новые стандарты владения иностранным языком. Как изменятся международные экзамены и учебники

Обновления принял Совет Европы

Учебники английского и задания для международных экзаменов создаются на основе стандартов: что должен уметь студент на каждом уровне языка. Чаще всего для этого используют рекомендации, подготовленные Советом Европы, — именно оттуда взялись обозначения уровней В2, С1. Основная часть рекомендаций была подготовлена в 2001 году. А недавно в описания внесли важные поправки.

Дополненное описание Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR) опубликовано на сайте Совета Европы.

Коротко

  • Вместо чтения, аудирования, говорения и письма теперь новые компетенции: восприятие, воспроизведение, общение, языковое посредничество
  • Общение онлайн выделили в отдельную компетенцию
  • Из описания навыков убрали формулировки «на уровне носителя»
  • При восприятии информации теперь больше внимания уделяется контексту
  • Умение аргументировать свою точку зрения будут оценивать с уровня А2 (раньше оценивали с уровня В2)

Почему нужно знать про новые стандарты

Чтобы подготовиться к изменениям: новым типам заданий и подходам к обучению.

В учебниках и курсах станут уделять больше внимания новым навыкам. Студенты останутся только в плюсе: их научат аргументировать свое мнение или писать классные посты в свой личный блог.

В экзаменах могут появиться новые форматы заданий, например лекция с посторонними шумами. А спикеры на записях заговорят с разными акцентами.

Некоторые тенденции наблюдаются уже сейчас. TOEFL и Pearson Test of English уже включают так называемые integrated tasks (интегрированные задания) — например, написать эссе на основе статьи и фрагмента аудиозаписи. Это оценка нового навыка языкового посредничества.

Конечно, экзамены не станут кардинально другими уже завтра. Пока можно готовиться к привычным заданиям — а потом при необходимости прокачать один-два новых навыка. Познакомиться с форматом нужного вам международного экзамена и начать тренировться поможет наш бесплатный личный план.

Ваш личный план «Английский для экзаменов IELTS и TOEFL»
  • Знакомство с форматом экзаменов
  • Подкасты от TOEFL и IELTS
  • Рекомендации от преподавателей Skyeng
Введите имя
Скоро на имейл вам придет письмо с инструкцией. А пока запишитесь на бесплатное онлайн-занятие с преподавателем и получите в подарок еще 2 урока.
Введите номер телефона
Ой, произошла ошибка обработки. Попробуйте еще раз чуть позднее.
Ой, произошла ошибка обработки. Скорее всего, такой имейл или телефон уже зарегистрирован.

Что изменилось

Новые языковые компетенции

В изучении языка обычно выделяют четыре компетенции: аудирование, говорение, чтение и письмо. Но это механическое деление по типу деятельности. Теперь навыки в зависимости от степени взаимодействия со смыслом высказывания:

  • Reception (восприятие). Мы слушаем, смотрим и читаем контент.
  • Production (воспроизведение). Это про создание текста с подготовкой: написать пост в инстаграме или провести презентацию по заранее составленному плану.
  • Interaction (общение). Активное общение отличается от простого воспроизведения текста: нужно постоянно реагировать на собеседника. Эту компетенцию составители документа называют ключевой для изучающих иностранный язык.
  • Mediation (языковое посредничество). Это высший пилотаж владения иностранным языком, когда вы умеете адаптировать информацию для других — например, сказать то же самое другими словами или объяснить что-то, учитывая культурный бэкграунд собеседника.

Общение онлайн — отдельный навык

Учебники английского нового поколения будут учить нас переписываться в мессенджере, писать комменты в инстаграме, участвовать в дискуссиях на реддите и записывать аудиосообщения.

Стало очевидно, что английский в онлайне живет по своим правилам, — если человек может подготовить презентацию на английском, вообще не факт, что твит у него получится таким же удачным.

Размылось понятие native speaker

Мир стал глобальным, многокультурным, и теперь уже сложно дать четкое определение «носителю языка». Это человек, который с рождения говорит на английском, или человек, который уже много лет живет в англоязычной стране? 

На смену понятию native speaker пришло target language speaker — человек, который говорит на каком-либо языке достаточно хорошо.


Читайте также: Как сдать IELTS выше 6.5 и не сойти с ума


Что нового в аудировании

Раньше в стандартах больше всего внимания уделялось пониманию аудиозаписей: новостей, прогноза погоды, фильмов и диалогов между людьми. Теперь появились два новых навыка, которые нужны в реальной жизни.

Listening as a member of a live audience (восприятие на слух в толпе). Это когда вы слушаете гида во время экскурсии по Колизею или как отец невесты на свадьбе произносит трогательную речь, а вокруг вас — другие люди. Компания впереди может без конца перешептываться. Сосед справа может прямо над ухом громко хрустеть чипсами. Все это под ритмичный гул кондиционера.

  • Уровень В1: понять лекцию по знакомой теме, если докладчик говорит четко и не слишком быстро.
  • Уровень С1: понять смысл лекции или рабочего доклада вне зависимости от темы.

Listening to announcements and instructions (восприятие на слух объявлений и инструкций). Сюда входят объявления в метро, в аэропорту, на стадионе. При этом предполагается, что текста перед глазами нет.

  • Уровень В1: понять объявление в поезде при условии, что обстановка не слишком шумная.
  • Уровень С1: понять объявление в поезде при условии, что запись плохого качества, а вокруг шумно.

Что нового в чтении

Reading correspondence (чтение переписки). Это новый навык. Его добавили, потому что чтение имейлов, деловых или личных, не похоже на чтение статей в журнале или книг: в письмах может встречаться разговорный язык, а темы могут быть нестандартными.

  • Уровень В1: понять деловое письмо по незнакомой теме и при необходимости перенаправить его нужному человеку.
  • Уровень С1: понять описание эмоций, шутки и намеки в личном сообщении.

Reading instructions (чтение инструкций). Инструкции снова в центре внимания обновленных стандартов — возможно, все дело в посылках с Aliexpress.

  • Уровень В1: понять инструкции по приготовлению на упаковке замороженной пиццы.
  • Уровень С1: понять инструкцию к электропростыне (даже если вы не технарь).

Reading for orientation (чтение для ориентации). Этому навыку теперь тоже стали уделять больше внимания. Это про способность опираться на контекст, в котором этот текст встречается, культурологическую информацию, форматирование. В первую очередь, это касается объявлений, указателей, вывесок, справочной информации.

На уровне В1 нужно уметь сопоставлять информацию из разных источников. Прямо сейчас вы можете проверить, как вы ориентируетесь в тексте. Что рекламирует эта вывеска?

Большинство учеников отвечают turkey (индейку к рождественскому столу). Они сконцентрированы на тексте, но не обращают особого внимания на цену. Что же это за элитная индейка, которая стоит почти 50 тысяч рублей?

На самом деле здесь рекламируют поездку в Турцию на праздники. Если вы ответили правильно — поздравляем, навык reading for orientation у вас есть.

Узнать ответ

Что нового в говорении

Putting a case (приведение доводов). По новым стандартам уже с начальных этапов изучения языка следует развивать навык аргументированной речи. Раньше такой навык требовался только с уровня В2, поэтому ему традиционно уделяют очень мало внимания.

  • Уровень В1: рассказать, почему вы одобряете чей-то поступок и объяснить свою точку зрения.
  • Уровень С1: защитить свою точку зрения, приводя аргументы и учитывая точку зрения собеседника.

Addressing audiences (обращение к аудитории). Кажется, в современном мире каждый должен уметь выступить с презентацией или произнести коротенькую речь, даже на английском.

  • Уровень В1: провести подготовленную презентацию на работе.
  • Уровень С1: провести презентацию на работе, обращая внимание на главные места в тексте и отвечая на вопросы слушателей.

Cooperating (сотрудничество). Это, например, про активное слушание: когда вы не просто молча слушаете собеседника, а короткими фразами вроде «Really?», «Oh, I see» показываете, что вам действительно интересно.

  • Уровень В1: использовать стандартный набор фраз и приемов для поддержания беседы.
  • Уровень С1: уместно реагировать на высказывания других участников беседы и дополнять их.

или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Анна Гончар
26.11.2020, 08:26
Андрей, they should learn, right? Even if they cannot, doesn't mean they shouldn't
Андрей Ремизов
25.11.2020, 22:47
Nowaday quite a lot of students aren't able to argue with hard protecting their point of view linking to the real facts of life in their native language. How they can do it in foreign tongue?
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место