Как полюбить учиться, если школа отбила все желание

Шаги, которые помогут

Если при упоминании учебы вы с ужасом вспоминаете школьный класс — что ж, мы вас понимаем. В школе нас, безусловно, многому научили, но порой это было так больно и неудобно, что еще об одной учебе думать вовсе не хочется. Психолог Сергей Галиуллин рассказывает, как учиться новому без боли.

1. Нащупать свою цель

Цель помогает двигаться вперед и не отвлекаться на лишнее: она должна быть ясной, достижимой и применимой. В школе с этим было не все так гладко. Если совсем по-честному — решение пойти в школу принимали не мы, а цель «закончить 11 классов, чтобы поступить в вуз и устроиться на престижную работу», мало у кого включала азарт ходить на химию, от которой волосы дыбом.

Но есть хорошие новости: теперь мы сами можем придумывать цели, от которых будет переть. Чтобы это сделать, можно пойти от проблемы, которая вас волнует. Например, хочу найти зарубежного партнера онлайн, но не знаю как правильно вести переговоры на английском. Вот и появилась цель: научиться свободно общаться с зарубежными партнерами за три месяца — ясная, достижимая и применимая цель. Понятно, что нужно сделать, достичь ее реально, и она действительно нам важна.

Кстати, в достижении этой цели может пригодиться наш бесплатный личный план «Английский для работы». Просто оставьте почту, и мы пришлем пдф-файл с полезными советами — с ними вы найдете подход к любому партнеру.

Ваш личный план «Английский для работы»
  • Имейл‑курс для деловой переписки
  • Бесплатные вебинары с преподавателями Skyeng
  • Интерактивные упражнения для отработки навыков
Введите имя
Скоро на имейл вам придет письмо с инструкцией. А пока запишитесь на бесплатное онлайн-занятие с преподавателем и получите в подарок еще 2 урока.
Введите номер телефона
Скоро на имейл вам придет письмо с инструкцией. А в течение часа мы позвоним и подберем удобное время занятия. Продуктивного дня 🙂
Ой, произошла ошибка обработки. Попробуйте еще раз чуть позднее.
Ой, произошла ошибка обработки. Скорее всего, такой имейл или телефон уже зарегистрирован.

Цель легко проверить по принципу «щелкает — не щелкает». Если нет — заниматься будет сложно. Но пробовать все равно стоит, ведь бывает и так, что мы вдохновляемся уже в пути.

2. Составить план

План — это наша карта, она показывает как именно мы пойдем к цели. В школе планы придумывали за нас: вот есть учебник со списком тем, которые мы последовательно проходим. И с точки зрения педагогики, это понятно, но что, если у каждого из нас свой собственный путь — своя волшебная карта.

Проявите фантазию и «нарисуйте» свою карту цели. Небольшая хитрость: записывайте все действия в совершенном виде. Например, в случае с зарубежным партнером план может выглядеть так:

  • Скачать бесплатный план по английскому
  • Писать небольшие деловые письма в зарубежные организации: магазины, отели, учебные заведения (без повода, а просто так, для тренировки)
  • Анализировать их ответы: забирать себе «вкусные» фразы и использовать их в следующем письме

Такие формулировки помогают мозгу увидеть конкретный результат на каждом шаге и сразу мыслить в категориях реальных действий.

3. Завести дневник достижений

Представьте предмет, который вы ненавидели в школе — настолько, что постоянно откладывали домашку до последнего и придумывали причины не идти на контрольную… допустим, по геометрии. А теперь представьте, если бы тогда у вас был специальный блокнотик, в который вы записывали бы свои успехи по геометрии. Например, решил один пример из трех (уже молодец, потому что сам), посчитал площадь круга, запомнил ту формулу и подсказал соседу по парте.

Такие дневники помогают отслеживать свои успехи и не сдаваться, когда что-то идет не так — а это бывает с каждым из нас. А еще это инструмент, который повышает уверенность в себе: преодолевать сложности становится проще и задорнее.

Необязательно вести классический дневник, можно использовать чек-листы. Например, основатель IT-Agency Всеволод Устинов использует чек-лист, чтобы завести и внедрить полезные привычки. Главное — не заводить инструмент ради инструмента. Если вам достаточно ставить галочки в календаре и отмечать количество дней, которое вы занимаетесь английским, — это тоже нормально. Ищите то, что подходит именно вам.

4. Начать с базы

Изучайте новое уровнями от простого к сложному. Конечно, хочется сразу говорить на иностранном как носитель языка или играть на укулеле как боженька. Но для начала берите простые и интересные куски — необязательно длинные фразы с продвинутой лексикой, но простое и важное для построения следующих кирпичиков. В школе, кстати, с этим было все в порядке, но не всегда общий темп класса совпадал с индивидуальным. Например, все уже поняли, как составлять отрицательные предложения в Present Simple и уже переходят к вопросительным, а ты еще ковыряешься и грустишь.

Но теперь можно проходить все в своем темпе и тратить даже на самые простые вопросы столько времени, сколько нужно именно вам, — даже если кажется, что это неприлично долго, пускай! Об этом хорошо говорит Кэти Сиерра в видео об обучении программистов: сначала нужно довести до автоматизма небольшие умения, а из них сложится навык целиком.

5. Кайфовать

Начните с того, что любите больше всего. Например, вы изучаете английский и хотите выбрать ежедневную практику для запоминания новых слов. Любите читать — читайте интересные статьи в классных зарубежных изданиях, любите фильмы — смотрите их в оригинале с настоящими голосами любимых актеров, а если вам нравится дурачиться — играйте в английский. Да, да, так тоже можно!

А еще долой однообразный и неудобный график, как в школе. Занимайтесь как и когда вам удобно: ночью или в обед, в кровати, на полу или во время прогулки с собакой. Чередуйте, миксуйте и получайте удовольствие — ваш мозг точно скажет вам спасибо в виде гормонов радости и крепких знаний.

6. Найти подходящего наставника

Если у вас хотя бы раз в жизни был учитель, который вдохновляет и влюбляет в свой предмет — вы понимаете, о чем мы. К сожалению, не каждый школьный педагог на это способен: многие из нас сталкивались с обесцениванием, неуважением и давлением. При таком раскладе было сложно тянуться к знаниям.

И здесь опять хорошие новости: вы можете выбрать учителя-друга, наставника, который будет вести в мир новых знаний аккуратно и бережно или задорно и с огоньком, — в общем так, как хочется именно вам. А если что-то не срослось, учителя можно поменять — просто сказка.

А еще можно найти круг единомышленников и находить поддержку там: обсуждать сложности и инсайты, обмениваться опытом и вдохновляться.

7. Поощрять себя

Хвалите себя за каждый сделанный шаг и придумайте маленькие, но приятные вам наградки — мы это называем ачивки, от слова achieve (получать, достигать). Это работает лучше, чем школьная система оценок, — там за двойками и пятерками не было особого смысла, ведь на оценке в дневнике не напишешь, за что ее получил.

Еще бывало, что очень старался: пыхтел весь вечер над сочинением, а потом получил трояк, и это обидно. Кайф ачивок в том, что мы можем сами наполнять их теми смыслами, которые для нас важны. Вот, например, выучил неправильные глаголы назубок — вырезаешь из картона значок с надписью «мастер глаголов» и радуешься.

Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку» рассказывает, как приучала себя ходить на курсы. Она тратила два часа на дорогу и еще столько же на занятия — это очень изматывало и совсем не мотивировало учиться. Тогда Карен придумала давать себе кусочек шоколада за каждый маленький шаг: вышла из дома, проехала до курсов и так далее. Через неделю она смогла ездить на учебу без боли и без шоколада.

Позже можно перейти на вариативное подкрепление — это значит помимо ачивок выдавать себе большие награды за существенные достижения. Ну, скажем, за пять ачивок покупаешь себе то, что давно хотел. Sounds like a good plan!

8. Отпустить и вернуться потом

Если не получилось с изучением нового в этот раз — сделайте паузу и вернитесь через пару месяцев. Даже если это дорогой и очень полезный курс от суперучителя или школы. В школе так было нельзя: пропустить урок или не дай бог целую четверть — последствий не разгребешь. А теперь вам можно, поэтому расслабьтесь и разрешите себе вернуться позже, если сейчас не идет.

Главное слово того, кто учится новому, — «снова». Не так важно дойти до конца с первого раза — важно быть упорным и начинать сначала, если не получилось. Если интереса уже не будет — возможно, это просто не ваша цель.

9. Достичь цели и закрепить

Когда достигли результата, важно его «закрепить» — в школе для этого мы писали контрольные и сдавали экзамены. И это не то чтобы самая приятная часть пути.

У нас есть идея получше: закрепить знания, создав некий артефакт, — что-то, что будет выражать результат ваших трудов. Записать диск песен, которые учили на фортепиано, создать книжку со словами, которые вы теперь знаете на английском, или составить из них рассказ. Придумайте свой способ закрепить результат и не забудьте хорошенько повеселиться!


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место