Как я в 55 лет стала учителем английского — и не пожалела

История преподавателя Skyeng

Если вы хоть раз в жизни думали, что исполнять мечты уже поздно, вот идеальное доказательство: никакого «поздно» не бывает. Свою историю рассказывает преподаватель Skyeng Маргарита Александрова.

Стать учителем я мечтала с детства. Но мечты мечтами, а двух сыновей воспитывала одна — и их нужно было кормить. Времена были сложные, и я ударилась в бизнес: работала в разных иностранных компаниях. Школьный английский был неплохой, так что я и переводила, и деловые письма писала, и с партнерами общалась. Однажды к нам приехала делегация из Америки — и я даже стала их экскурсоводом в Москве.

«Что вам больше всего понравилось?» — спросили потом моих иностранцев. И они ответили: «Алмазный фонд и Рита». Это, конечно, было очень приятно, но тогда я поняла: работа переводчика — не сахар, это только кажется, что развлекаешься. На самом деле, запомнилось только, как мы ездили в дорогой ресторан, а я так и не смогла откусить от пирожка с грибами — все время кто-то начинал говорить, и нужно было переводить.

Жизнь сама уводила и уводила меня в английский: видимо, если желание есть — и судьба начинает клонить в нужную сторону. Я, выпускница Бауманского, всегда была техническим специалистом и вдруг начала писать на работе километровые двуязычные договоры! А когда их показали американскому юристу, он поправил только запятые. Со временем я стала гендиректором небольшой компании, а потом поняла, что моя деловая карьера однажды пойдет на убыль.

Запомнила один день: когда призналась сыну, что хочу стать учителем. Он тогда сказал: «Я завидую твоим ученикам». А над сыновьями я, кстати, издевалась со своим английским. Дома мы говорили только на нем. Никаких «мама, я хочу борщ» — действительно хочешь есть, значит, сможешь сформулировать! Привело ли это к результатам? Еще каким: недавно, например, сын общался с лондонцем — и тот спросил: «Из какого ты района?». Пришлось признаться, что из района Москвы.

В 55 лет я решилась и пошла поступать. Меня сразу отправили к декану — хотели проверить английский: женщина все-таки в возрасте, может не сдюжить. Проверили — и остались довольны. В итоге я окончила Московский международный университет с красным дипломом, это было уже третье мое образование — после Бауманки и MBA.

Только когда я сама стала работать в школе, поняла, сколько энергии в нас вкладывала моя любимая университетская преподавательница. Она дала мне настоящий толчок и понимание, как учить. Я помню ее раздатки для занятий — мы так легко к этому относились, как будто так и должно быть. Но это столько труда!

Школьным учителем я стала на втором курсе — в 57: немолодая и неопытная. Мне дали огромную нагрузку: второй класс, восьмой, десятый. Везде по 30 человек, везде безобразно плохие учебники, учителей не хватает и зарплаты невеликие. В общем, не самый легкий путь. Но у меня была пенсия, подработки, меня все это не пугало. Главное было — преподавать.

Я переживала: будут у меня любимчики? Смогу я с этим справиться? Но быстро стало понятно: дети — это дети, в них нет червоточины. Да, некоторые теплее, с некоторыми проще. Но такого, чтобы я не сочувствовала кому-то, не понимала, не хотела помочь — не было ни разу. Да и как это возможно, если к тебе бегут, обнимаются, остаются после уроков, чтобы что-то рассказать.

В одном классе девочку очень сильно травили, а сегодня она звезда. Однажды я устроила с классом игру на уроке — и увидела, что с ней вообще никто не хочет общаться. Поговорила с детьми, выяснила, в чем проблема, — и мы ее решили. Прошло четыре года, у этой девочки молодой человек, куча подруг из класса и крутой английский. И я рада, что в этом есть и моя заслуга, потому что учитель — это не просто тот, кто дает знания. А тот, кто вовлечен в жизнь учеников.

Одной своей ученице в Skyeng я даже помогла найти работу. Узнала, что она три года уже хочет поменять работу, а никак не получается — и попросила показать резюме. Я же пять лет проработала в кадровой компании Kelly Services и знаю, что кандидаты очень часто просто не умеют себя представить. Так и вышло: мы вместе несколько раз перелопатили текст, выяснили, какие у нее достижения и написали об этом. Через неделю она вышла на новое место.

А сама я в Skyeng попала случайно: компания вместе с «Просвещением» проводила курсы повышения квалификации. Две недели нас учили, а потом — мне предложили присоединиться. Тогда я рискнула сделать это, причем не бросая две другие работы! И не пожалела. Прошло уже почти три года — и у меня идеальный график: утром и днем я гендиректор, работаю с отличной удаленной командой. Несколько дней в неделю веду уроки в подмосковной школе, а вечером — занимаюсь онлайн со своими взрослыми учениками.

Мой первый ученик до сих пор со мной, хотя первые три урока он прогулял. Мы начинали с азов, с понимания того, зачем вообще нужен английский, а теперь иногда занимаемся по четыре раза в неделю. Недавно я отправила ему запись: как он говорил тогда и как сейчас. И это стало настоящим переломом — человек, которому так трудно дается язык, вдруг понял, для чего это все.

Запишитесь на бесплатный урок
в крупнейшую онлайн-школу английского языка в Европе
Укажите свое имя
Укажите email
Укажите телефон
Нажимая, я принимаю условия соглашения
Обрабатываем заявку
Мы приняли вашу заявку!
Скоро свяжемся с вами

Знаете, это как лыжник, который не умеет кататься, — он же сразу хочет бросить лыжи! А потом выбирается из ямки, и все уже видится по-другому. Очень трудно не терять мотивацию, знаю по себе: я сейчас учу китайский, тоже онлайн с преподавателем, и это так нелегко. Если в английском хотя бы можно придумать ассоциации со словами — с иероглифами это вообще не работает. Но вот недавно я была в Гонконге в отпуске и смогла там просто на автобусной остановке поговорить с китайской семьей. Так гордишься собой в такие моменты!

Преподавание взрослым людям — это для меня дверь в новый мир. И он становится все больше. Благодаря им я смотрю новые фильмы, читаю книги, которые без совета со стороны вряд ли бы прочитала, узнаю много нового. Вот, например, один из студентов у меня юрист. Я ищу для него материалы по деловым письмам, контрактам — и у него глаза горят.

А однажды ученик попросил меня перенести урок на два часа. Когда появился, закричал на английском: «У меня сын родился!». И рассказал, что он только что из роддома: позвонил маме, и вот теперь рассказывает мне. Я была вторым человеком, с которым он поделился, — и это потрясающе. В общем, все мои ученики — это добрые знакомые, с которыми я, так уж вышло, еще и занимаюсь английским.

После урока всегда думаю: сегодня я бы себе какую оценку поставила — пять или троечку? Иногда честно отвечаю: надо было лучше готовиться. Я молодой преподаватель, и я учусь. Читаю рекомендации, стараюсь бывать на форумах, на конференциях. И сама занимаюсь в Skyeng — с носителем из ЮАР, для меня важно постоянно поддерживать язык и совершенствовать его.

В свои 63 я живу той жизнью, которой хотела. Работаю так, как мне нравится, встречаюсь с друзьями, хожу в театр, несколько раз в год езжу в путешествия. Сейчас они, конечно, отложены на неопределенный срок. Но они будут! У меня, кстати, есть правило: едешь в страну — надо хоть немножко научиться говорить на языке ее народа. Так что поговорить я могу на немецком, французском, итальянском, чешском, румынском, турецком, китайском…

А еще три раза в неделю я хожу в спортзал. И когда говорю «все, больше не могу», тренер отвечает — «это вам кажется, давайте дальше». С английским все так же: просто нужен человек, который будет вдохновлять, а когда силы уже почти закончатся, скажет: «Ты можешь».


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Зулмира Капина
30.05.2020, 17:17
Вы супер!!
Natalya Yusupova
18.04.2020, 10:13
Браво, Маргарита!
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место