Как вырастить ребенка-лидера

Инструкция для родителей

Оказывается, дисциплина, инициатива и ответственность могут никогда не сделать из ребенка лидера. А что тогда может — разбираемся вместе с клиническим психологом Оксаной Богдановой.

Кто такой лидер

Кажется, что лидер — это тот, кто умеет достигать целей, планировать свое время и не боится сложных задач. Однако это всего лишь управленческие качества — сами по себе они не делают из человека лидера, даже если надеть на него красивый костюм и посадить в офис с видом на город.

Вот, например, Генри Форд, Стив Джобс и Майкл Джексон — лидеры в разных сферах. И, возможно, они дисциплинированы и ответственны и даже делают по утрам зарядку, но не это сделало их успешными. Вернее, не только это.

Оксана Богданова
клинический психолог
«Человек становится лидером своей жизни, когда он действительно знает, чего хочет, и двигается к этому. И вот на этом пути он сам принимает решение, что ему нужно для достижения своей цели: дисциплину или гибкость, решительность или спокойствие, делегирование или повышение собственной продуктивности.

Он подчиняет своим желаниям все, что его окружает, — и даже себя. И в этом энергичном движении он становится харизматичным для других: за ним хочется следовать».

Другое качество лидера — психологическая зрелость. Например, ответственность — следствие зрелости, но наоборот это не работает: можно быть ответственным, но при этом незрелым. Психологически зрелый человек, в отличие от ребенка, всегда ищет выход и находит его, он не ограничен правилами и какой-то системой. Если он видит забор, то ищет калитку — ребенок же остается сидеть внутри за забором.

Лидер — не всегда руководитель

Лидер выходит за рамки своей должности и создает свою систему. Это не значит, что у него не может быть руководителя. Но он может быть прекрасным командным игроком и умерить свою инициативность, ведь он понимает правила игры и для него главное — результат.

Поэтому на разных этапах лидер может выполнять абсолютно любую работу, даже мыть пол в офисе своей компании, но при этом четко понимая, для чего он это делает и какие следующие шаги.

Выходит, что любой человек может быть лидером, независимо от профессии. Даже художника с определенными качествами можно назвать лидером, а вот каждого директора компании — не всегда.

Как воспитать лидера

Просится вывод, что лидера невозможно воспитать. Потому что развитие дисциплины, организованности и ораторских качеств вовсе не гарантируют, что ваш ребенок станет человеком, который берет свое и вдохновляет других людей идти с ним рядом плечом к плечу.

С другой стороны, поскольку лидерство — это про реализацию своих желаний, можно ребенку в этом помочь:

Спрашивать о том, что он хочет, и прислушиваться к его желаниям

«Что ты хочешь?» — спрашивайте ребенка как можно чаще. Независимо от результата, получилось у него или нет, спрашивайте снова: «Что ты хочешь теперь?». Эти вопросы помогут ему слышать свои желания и не заглушать их.

Убеждаться вместе с ребенком, что его желания направлены на что-то хорошее

Желания могут носить разрушительный или созидающий характер. Взрослому определить это довольно просто: ломать деревья — плохая идея, нарисовать картину — хорошая. На самом деле, дети всегда чувствуют эту грань и сами никогда не хотят разрушать. Поэтому если такое происходит — это знак для родителя, что он в своем поведении несет какие-то разрушающие идеи.

Говорить с ребенком и прояснять мотивы его поступков

Если ребенок сделал что-то разрушающее — украл краски в садике, но сделал это из благого намерения — нарисовать картину маме, то важно разделить эти поступки. И объяснить, что желание хорошее, а вот способ — не очень. И почему.Если в подобных ситуациях наказывать за все, то ребенок начнет закрываться от своих желаний. Хотя, по идее, он ничего плохого не хочет и просто учится получать желаемое.

Позволять двигаться к своим желаниям, поощрять и поддерживать

«Хочешь делать это? Нет проблем, иди и пробуй!» — именно так у ребенка закладывается принцип «вижу цель — не вижу преград». И зарождаются лидерские качества: когда ребенка не останавливают в желаниях, а дают возможность двигаться к ним. Пусть неидеально, пусть с ошибками, пусть не с первого и даже не с пятого раза — но пробовать.

Если ребенку позволять двигаться к своим целям, через свой опыт он сам будет вырабатывать необходимые ему качества. Он будет видеть связь своих действий, результата и последствий. Например, родители дали деньги на футболку — он потратил их на игры — денег теперь нет, но футболку хочется. Нет проблем, что потратил на игру, но теперь деньги только в следующем месяце, и он без футболки.

Тогда ребенок не только не перестает желать, но и учится искать экологичные способы достижения целей и быть ответственным за последствия своих действий и выборов.

В онлайн-школе Skysmart мы не только учим детей английскому и математике, но и развиваем их лидерские качества. У нас много свободы выбора, общения и ответственности за результат.

Запишите ребенка на бесплатный урок
Познакомим со школой, определим уровень и покажем, как проходят занятия на платформе
Введите имя
Введите email
Введите телефон
Нажимая, я принимаю условия соглашения
Произошла ошибка, попробуйте еще раз
Неверный код
Вы уже оставляли заявку в Skyeng. Если хотите попасть в личный кабинет — войдите или восстановите пароль. Ваш менеджер скоро вам позвонит.


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место