Когда мы учим английский, выделяются гормоны радости. Или нет?

Разбираемся, как новый язык влияет на настроение

Изучение нового языка может принести и радость, и боль — все зависит от того, какие вещества будет вырабатывать мозг в процессе обучения. Но есть и хорошие новости: в наших силах сделать так, чтобы обучение дарило нам максимум счастья и минимум негативных эмоций. Медицинский журналист Даниил Давыдов рассказывает, что для этого нужно. 

Откуда берется счастье и при чем здесь английский

С точки зрения ученых, счастье — очень сложная штука, которая складывается из множества внешних и внутренних факторов. С внешними факторами более-менее понятно: для большинства из нас это хорошая семья, красивый дом, отличные друзья и материальное благополучие. А вот с внутренними, то есть с биологическими, факторами все обстоит куда интереснее. Давайте разберем их подробнее.

Физическое здоровье. Сюда же можно отнести привлекательную для окружающих внешность. Тут тоже ясно — мучиться от болезней и недовольства лицом или фигурой и быть при этом счастливым невозможно.

Наследственность. Некоторые варианты генов могут сделать вас более жизнерадостным и довольным, чем другие. Например, если вам досталось две длинных формы гена 5-HTTLPR, который контролирует синтез серотонина (его еще называют «гормоном хорошего настроения») — вы будете счастливее тех людей, которым досталась одна или обе коротких формы гена. Однако результаты исследований показали, что вклад наследственности в ощущение счастья не превышает 35–50%.

«Гормоны счастья». Как минимум половина нашего личного счастья зависит от веществ, которые управляют поведением и эмоциями. И если быть точными, эти вещества — далеко не всегда гормоны. 

Остановимся чуть подробнее на химических соединениях, которые как раз напрямую связаны с изучением иностранного языка. Количество радости, которую мы испытываем во время учебы, зависит от нескольких вещей.

От соотношения серотонина, дофамина и эндорфинов в мозге. Их называют нейротрансмиттерами — это общее название для химических веществ, при помощи которых нейроны головного мозга обмениваются информацией. Каждый нейротрансмиттер играет множество ролей в нервной системе. Но если немного упростить, то серотонин поднимает настроение и внушает оптимизм, дофамин помогает удерживать внимание и работает в «системе вознаграждения», отвечая за чувство удовлетворенности, а эндорфины — за обезболивание и ощущение чистой беспримесной радости.

От уровня кортизола и адреналина — гормонов, которые вырабатываются в надпочечниках. Кортизол и адреналин заслуженно прозвали «гормонами стресса». Надпочечники синтезируют эти гормоны, когда что-то идет не так: именно они запускают знаменитую реакцию «бей или беги». Чем меньше кортизола в слюне и адреналина в моче — тем мы счастливее.

Что приносит радость в изучении языка

1. Чувство открытия чего-то нового

Приобретать новые навыки и учиться полезно для выживания, так что мозгу выгодно поддерживать нас в стремлении к самообразованию. Когда мы изучаем что-то новое, мозг «вознаграждает» нас, выделяя «нейротрансмиттеры радости» — серотонин и эндорфин, и укрепляет нашу решимость продолжать самообучение, выделяя «нейротрансмиттер мотивации» — дофамин.

К изучению иностранных языков это тоже относится. Недавно ученые доказали, что когда мы учим новые слова, «запускается» система вознаграждения, важную роль в которой играет дофамин.

2. Понятная выгода

Дофамин (гормон мотивации) выделяется, когда мы предвкушаем награду, то есть грядущее удовольствие: возможность поехать за границу, посмотреть фильм с оригинальной озвучкой или получить престижную работу.

3. Наглядный прогресс

Чем успешнее мы становимся в собственных глазах, тем выше наш уровень серотонина. Успех повышает самооценку — а, значит, снижает уровень гормонов стресса (кортизола и адреналина). В результате, чем лучше мы узнаем новый язык, тем счастливее становимся.

Онлайн-школа Skyeng использует в своих занятиях шкалу прогресса: она показывает, насколько далеко ученик продвинулся в каждом навыке — чтении, письме, говорении и так далее. Узнать подробнее о том, как проходит обучение, можно на бесплатном пробном уроке.

Что заставляет страдать

1. Скука

Изучающий язык человек может заскучать, если программа непонятная, если он не заинтересован в результате или если сами уроки не вызывают интереса: такое бывает, когда взрослый человек пытается учиться по детским учебникам.

А поскольку скука означает отсутствие новизны, мозг «заинтересован» в том, чтобы мы занимались чем-нибудь более новым и полезным. В результате дофамин начинает выделяться в ответ совсем на другие занятия — например, на чтение ленты в социальных сетях. Неудивительно, что в результате мы отвлекаемся, а из языкового урока не выходит ничего путного.

2. Стресс

Проблема может быть в слишком плотной или избыточно сложной языковой программе, недовольстве своими успехами или отсутствии взаимопонимания с учителем. Исследования показывают, что в состоянии стресса людям тяжелее учить новые слова. А все потому, что стресс увеличивает уровень кортизола, который «блокирует» гиппокамп — важный центр обучения и памяти в мозгу.

3. Страх

Студенты знают: чем ближе экзамен — тем сложнее сосредоточиться на уроке. Страх тоже увеличивает уровень кортизола, который ограничивает нашу способность воспринимать новую информацию.

Как помочь мозгу наслаждаться учебой

1. Добавить в программу немного юмора

Отличный способ вернуть радость от обучения — найти смешные обучающие материалы. Юмор уменьшает уровень гормонов стресса — адреналина и кортизола, и активирует систему вознаграждения, заставляя мозг выделять дофамин. Поэтому всем, кто учит язык, полезно смотреть комедии и ситкомы на английском. Или, например, читать или слушать юмористические рассказы.

2. Минимизировать стресс и скуку

Здорово, если программа сложна ровно настолько, чтобы оставаться интересной. Если чувствуете, что на языковых уроках вам скучно или слишком трудно — не стоит заставлять себя проходить нудный или непонятный курс до конца. Гораздо полезнее сменить программу или добавить новую учебную платформу с интересным контентом — например, подписаться на иноязычные подкасты или скачать приложение для учеников Skyeng, где слова подаются с яркими запоминающимися картинками. 

А еще иногда бывает полезно посмеяться над своими ошибками — вместе с преподавателем, с носителями языка или хотя бы с самим собой. Это не только поможет снять стресс, но и добавит в учебный процесс немного необходимого юмора. 

3. Найти цель

Вы же помните про дофаминовую систему вознаграждения? Будет здорово, если выгода от изучения языка будет непосредственно связана с самим языком — например, даст вам возможность читать любимые книги в оригинале. Но если «языковой» цели у вас пока нет, можно и схитрить — например, дарить себе в конце каждого занятия конфетку. Невролог Джуди Уиллис считает, что это поможет вашему мозгу связать занятия с вознаграждением и замотивирует учиться дальше.


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место