Как детям за рубежом помогают бороться с буллингом

И чему нам стоит поучиться

Каждый третий школьник в России постоянно сталкивается с буллингом. При этом по кибербуллингу (травле в интернете) Россия занимает первое место в мире. И если в нашей стране работают уже с пострадавшими, то за рубежом давно уделяют внимание профилактике — причем на уровне законов.

Что такое буллинг

Bullying — от английского слова «запугивание», «издевательство», «травля» — агрессивное преследование члена коллектива, когда силы обидчика и жертвы неравны. Еще этим термином называют намеренную постоянную травлю.

Есть сложные классификации буллинга, но в целом его можно разделить на прямой и косвенный. В первом случае дети дерутся, портят друг другу вещи, отбирают деньги и оскорбляют — обычно так делают ребята в младшей школе. Косвенный буллинг любят старшеклассники: бойкот, сплетни, манипуляции, клевета, перекладывание вины за общие проступки, унизительные прозвища. Косвенную травлю сложнее вовремя выявить и еще сложнее доказать.

Отдельно выделяют кибербуллинг: дети делают все то же самое, но в интернете. В отличие от травли в обычной жизни, где ребенок возвращается домой в безопасное место, в кибербуллинге преследование может длиться постоянно.

Постойте, разве буллинг — это не просто детские конфликты и ссоры?

Конфликт — нормальная часть развития детской группы, в отличие от травли. Вот чем они отличаются.

Неравные силы. В конфликте обе стороны могут равноценно влиять на ситуацию. В случае буллинга жертва ощущает себя беспомощной. Например, сказать вслух, что раздражает в поведении одноклассника и получить от него грубый ответ — конфликт. Подговорить весь класс не общаться с одним человеком — травля.

Планирование. Конфликт возникает спонтанно и может решаться на месте. Травлю планируют заранее, она длится некоторое время. Например, если ребята проиграли в соревнованиях и начали ссориться — они выясняют на месте почему так произошло, это конфликт. Но если дети выбирают путь травли — они могут устроить социальную изоляцию «виновному» или групповые насмешки в течение долгого времени, ничего не объясняя и избегая открытых разговоров.

Ответственность. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся: она не выбирала такую ситуацию. Например, ребенок может никого не оскорблять и вести себя тихо, но все равно оказаться жертвой буллинга.

Меры. Конфликт можно разрешить, травлю — только прекратить.

Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки.

Как работают с буллингом за рубежом

За рубежом распространены не только антибуллинговые организации, но есть и поддержка на законодательном уровне. В отличие от России, здесь не только работают с последствиями, но и стараются предотвратить проявления агрессии на ранних стадиях.

Великобритания

Здесь профилактику против буллинга начинают как можно раньше, потому что убеждены: участники травли плохо учатся и не могут строить здоровые отношения в будущем. Учителя проходят специальную подготовку, где их обучают специальным методикам профилактики травли.

«Скамейки дружбы» (Buddy Benches) — это специальные скамейки для младшеклассников. Дети могут сесть на них, когда им грустно и хочется найти друга. Учителя следят за этими скамейками и помогают тем, кто на них садится, присоединиться к другим детям.

Уроки «персонального и социального образования» (Personal and Social Education) — еженедельные занятия, на которых в том числе обсуждают проблемы в коллективе. Как правило, ученики вместе пытаются решить проблему конкретного ученика. Это создает ощущение сплоченности и командного духа и снижает риск буллинга. Кроме того, есть специальные уроки по противостоянию кибербуллингу.

Антибуллинговые программы. В школах есть специальные программы, которые поддерживают мирную обстановку во внешкольное время. Например, для детей создали онлайн-карту, на которой можно отметить, где к ним приставали буллеры. По мере обновления карты, учителя проверяют новые опасные места. Часто школы сами устраивают кружки взаимопомощи, где старшие ученики, которые сталкивались с травлей, рассказывают младшим, как это преодолеть.

Метод разделенной тревоги (Method of Shared Concern) или очную ставку используют, когда буллинг произошел. Цель подхода — наладить диалог между жертвой и обидчиком. Часто хулиганы не понимают, чему подвергают других людей, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в открытом разговоре и понять их чувства — сильное впечатление, которое дает результаты.

Законопроекты. В 2016 году в Великобритании был издан первый закон о борьбе с буллингом в школах, но пока он работает только в Северной Ирландии. Кроме того, в законе об образовании и инспекциях за школами закрепили обязанность принимать меры для поощрения хорошего поведения и предотвращения всех форм буллинга среди учащихся.

США

В Штатах с буллингом работают на законодательном уровне. Первый закон приняла Джорджия в 1999 году, вслед за ней это сделали и другие штаты — у каждого свои правила работы с буллингом.

Например, в Джорджии нельзя пользоваться гаджетами в целях травли. В Неваде ввели уголовную ответственность за устные или письменные угрозы и запугивания школьников. Есть даже специальная Общественная наблюдательная организация — Bully Police USA — она оценивает качество законов в области буллинга и поддерживает учеников, которые подверглись травле. Кроме того, полиция и суд принимают активное участие в борьбе с травлей в школьных кампусах.

Федерального закона о буллинге в США нет. Но если травля связана с любой дискриминацией — государственные учебные заведения обязаны рассмотреть вопрос, как нарушение гражданских прав. На правительственном сайте можно найти все американские законы в области буллинга.

Канада

Канадцы основали специальную организацию Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet), чтобы создать национальную стратегию по снижению буллинга в стране. В ней состоят 62 ученых из 27 канадских университетов и 52 национальных групп.

Здесь основные меры по работе с буллингом направлены на родителей, так как их вовлеченность в проблему травли недостаточно высокая. Канадцы считают, что родители и сотрудники школы должны научиться распознавать агрессоров и уметь их «лечить» — это ключевой шаг профилактики. Кроме того, родителям советуют самим научиться владеть собой и не проявлять агрессию, чтобы у детей был здоровый пример взаимоотношений с людьми.

Канада также взяла за основу финскую программу по работе с буллингом Kiva, которая показала отличные результаты в Финляндии. Суть программы в разделении ответственности за случаи буллинга: виноват не только пострадавший и нападающий, но важна и общая культура школы, давление сверстников, динамика отношений в семье и много другое. Такой подход помогает создать обстановку уважения, сочувствия и безопасности во всех сферах.

В других странах в основном внедряют профилактические психологические программы, чем издают специальные законы.

Что с этим делают в России

Российские меры работы с буллингом в основном направлены на решение ситуаций, которые уже произошли. Родители создают безопасную обстановку для разговоров с детьми, в школах используют примирительные подходы. Закона о буллинге в нашей стране нет.

В тяжелых случаях родители обращаются к психологу, в государственные органы или в общественные организации. Например, в Центре предотвращения травли можно получить рекомендации по работе с кибербуллингом. Проекты «Травли.net» и «Вместе против травли» информируют детей и их родителей о буллинге, а также обучают инструкторов для работы в школах. Организаторы проводят классные часы для детей и взрослых, создают опросники для определения настроений в классе, чтобы предупредить травлю.

Кроме того, в России работает эстонский проект с акцентом на кибербуллинг — «Будь смелым». На сайте можно получить информационную поддержку для детей, родителей и для школы.

Мнение эксперта: что делать, если ребенок оказался в ситуации травли

Оксана Богданова, клинический психолог, создатель центра практической первичной терапии «Академия дыхания»:

«Основная причина буллинга — система воспитания в семье. В травле есть две стороны: тот, кого травят и кто травит. Из моей практики я вижу: дети, участвующие в этом процессе, подавляются дома своими родителями. Не имеет значения жертвы они или агрессоры в процессе буллинга. К сожалению, система воспитания в семье на сегодняшний день всё еще диктует правило: кто старше, тот сильнее, умнее, главнее.

Дети, подвергающиеся психологическому или физическому давлению со стороны взрослых членов семьи, повышают свою самооценку за счет слабых одноклассников — так они восстанавливают свое психическое равновесие. Дети-жертвы сильно подавлены родителями и не способны защитить себя. Но они редко жалуются, ведь в семье не создано безопасное любящее пространство, где бы они могли получить поддержку.

Что могут сделать родители, если их ребенок столкнулся с травлей (на любой стороне)? Во-первых, взять ответственность и обратить внимание на психологический климат в семье. Во-вторых, обратиться к психологу за поддержкой, чтобы минимизировать риски травматизации. Я рекомендую пойти в терапию и взрослому, и ребенку. Детский психолог бессилен в своей работе, если ребенок возвращается в те же условия в семье». 


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место