Учиться лучше в молодости — и еще 7 абсурдных мифов о мозге

Копаемся в комке нервных клеток

Правда ли, что мужской мозг лучше женского, нервные клетки не восстанавливаются, а правое полушарие у творческих людей работает лучше левого? Заглядываем внутрь черепной коробки и разбираемся, что к чему.

Мозг работает только на 10%

Идея о том, что мозг работает не на полную мощность, довольно старая. Во всяком случае, еще в 1906 году психолог и философ Уильям Джеймс говорил, что мы используем «только небольшую часть наших физических и умственных ресурсов». Однако ни в одной из своих работ Джеймс не писал, в какой степени, по его мнению, мы «недогружаем» наш мозг.

Скорее всего, заблуждение про 10% возникло на рубеже XX–XXI веков. В то время ученые считали, что думаем мы только десятой частью нервных клеток, а остальные — «технический персонал», который их обслуживает. Потом, правда, выяснилось, что все несколько сложнее, но было поздно — миф ушел в народ.

Так или иначе, утверждение про 10% работающего мозга — неправда. Функциональная магнитная томография (МРТ), которая позволяет наблюдать за работой мозга в реальном времени, показывает: любое хоть сколько-нибудь сложное действие задействует сразу несколько обширных участков мозга. Причем когда мы считаем деньги в магазине, работают одни участки мозга, а когда набираем сообщение в мессенджере — другие. Мы задействуем весь свой мозг целиком — просто для разных задач используем разные его части.

Мужской мозг работает лучше женского

Этому убеждению больше ста лет — еще в 1875 году английский философ и социолог Герберт Спенсер утверждал, что женщины от природы неспособны к абстрактным рассуждениям. Вплоть до 2005 года считалось, что примерно так оно и есть: казалось очевидным, что женский мозг обязан отличаться от мужского.

Но в 2005 году психолог Джанет Хайд проанализировала 46 крупных исследований, в которых поучаствовало больше 7 миллионов человек, и пришла к выводу, что в большинстве научных работ различия в работе мозга между мужчинами и женщинами оказались несущественными. Так появилась гипотеза о гендерном сходстве, которая подтвердилась в 2018 году.

Сегодня считается, что данных в пользу гипотезы о половом диморфизме мозга недостаточно — то есть мужской мозг в целом не отличается от женского. Хотя небольшие анатомические отличия в строении мозга у людей разного пола все-таки есть. Например, у женщин чуть-чуть покрупнее гиппокамп, а у мужчин — миндалина. Но на самом деле это неважно — на умственных способностях людей разного пола размеры гиппокампа и миндалины никак не сказываются.

А вот как мужчины и женщины подходят к обучению и есть ли разница — большой вопрос. Пройдите бесплатный опрос на эту тему и участвуйте в розыгрыше уроков английского. Мы поделимся результатами и подарим подарки.

У творческих людей лучше развито правое полушарие, а у ученых — левое

Скорее всего, это заблуждение появилось в 1960-е годы, когда американский нейропсихолог Роджер Уолкотт Сперри обнаружил, что левая и правая части человеческого мозга отличаются: выполняют разные задачи и могут работать независимо друг от друга. В 1981 году Сперри с соавторами получили за это открытие Нобелевскую премию.

Действительно, у правой и левой половин мозга есть что-то вроде разделения труда. Но Сперри никогда и нигде не говорил, что правая часть отвечает за творчество, а левая — за интеллект. Различия между правой и левой частями мозга гораздо скромнее. В левом полушарии у правшей (у левшей иногда бывает наоборот) расположены зоны Брока и Вернике, отвечающие за речь. Правое полушарие разговаривать не умеет, зато в нем больше зон, отвечающих за внимание.

Но даже эта специализация относительна. За небольшим исключением, оба полушария способны обрабатывать почти все виды информации, хотя и делают это по-разному. А за творческие способности отвечает не только правое, а оба полушария сразу. И это логично, ведь у здоровых людей правая и левая половины мозга работают скоординированно.

Людей, у которых одна половина мозга доминировала бы над другой, не существует. Так что мозг математика не отличается от мозга художника ни по устройству, ни по особенностям работы.

Классическая музыка делает нас умнее

У этого заблуждения есть официальный день рождения — 1993 год. В этом году ученые обнаружили, что у студентов, которые десять минут слушали сонату Моцарта, улучшились показатели пространственного мышления. Результат держался всего 15 минут, зато эффект подтвердили результаты IQ-теста.

Хотя сами исследователи подчеркивали, что музыка Моцарта не улучшает когнитивные способности, да и эффект от нее временный, волшебное слово «IQ-тест» сделало свое дело. В итоге многие поверили, что классическая музыка помогает стать умнее — это явление получило название «эффект Моцарта».

Правда, когда результаты эксперимента стали перепроверять, положительное воздействие классической музыки на пространственное мышление в целом не подтвердилось. В науке так бывает часто.

Забавно, что окончательно развенчали миф земляки Моцарта — ученые из Вены. В 2010 году они проанализировали результаты 40 исследований и однозначно доказали, что классическая музыка на умственные способности не влияет.

Зеркальные нейроны помогают людям сопереживать друг другу

В 1992 году зеркальные нейроны обнаружили у обезьян, а в 1995 году — и у человека. Это особые нервные клетки, которые могут возбуждаться как при выполнении определенного действия, так и при виде того, как это действие выполняет кто-то другой. Отсюда и название: нейроны как будто «отзеркаливают» действия другого человека.

Это и впрямь очень важное открытие, которому посвящено множество серьезных научных работ. Однако увлечение зеркальными нейронами привело к тому, что их значение для развития человечества стали преувеличивать без достаточных для этого доказательств. Например, некоторые ученые считают, что именно зеркальные нейроны когда-то «заставили» приматов научиться подражать друг другу. Благодаря подражанию нашим предкам было проще понять цели товарищей — а от понимания потребностей другого всего один шаг до полноценной эмпатии.

Возможно, появление зеркальных нейронов у людей и впрямь внесло свой вклад в эволюцию нашего вида. Однако это пока гипотеза, а не доказанный факт — и в этой гипотезе к тому же есть серьезные противоречия.

Дело в том, что люди способны понять смысл движений, которые не в силах повторить. Ну, например, далеко не все из нас умеют кататься на коньках, хотя фигурное катание нравится многим. Но тогда выходит, что для понимания действий другого человека зеркальные нейроны нам не очень-то и нужны.

А еще недавно выяснилось, что мы не появляемся на свет с «готовыми» зеркальными нейронами. Наоборот — некоторые наши нервные клетки приобретают способность «отзеркаливать» действия других людей только в процессе общения. Но тогда получается, что все наоборот: сначала люди учатся взаимодействовать друг с другом, и только потом мозг «отводит» под это дело специальные нейроны, которые и становятся зеркальными.

В общем, зеркальные нейроны — очень интересная штука. Но, если честно, ученые пока до конца не понимают, для чего они нам на самом деле нужны. Какую роль они сыграли в процессе эволюции нашего вида, тоже еще только предстоит выяснить.

Нервные клетки не восстанавливаются

Когда-то ученые считали, что, прощаясь с детством, люди утрачивают способность учиться новому, а еще у них обязательно слабеет память и прочие когнитивные способности. Все потому, что с возрастом нейроны начинают отмирать, — а новым взяться неоткуда.

Правда, еще в начале XX века «отец нейробиологии» Сантьяго Рамон-и-Кахаль писал, что мозг способен изменяться — то есть фактически учиться — даже после совершеннолетия. Ученый предложил для такого изменения особый термин — «нейропластичность».

Однако доказать, что мозг и впрямь умеет изменяться, удалось только в 60-х годах XX века. Именно тогда ученые выяснили, что под действием нового опыта и впечатлений нейроны могут отращивать новые связи — и это даже можно измерить.

Но появление новых связей между старыми нейронами — это одно, а появление новых нервных клеток в мозге — совсем другое. Доказать, что новые нейроны могут развиваться из клеток-предшественников даже у пожилых людей, удалось только в 2017 году. В 2018 году эти сенсационные результаты подтвердились.

Неудивительно, что многие люди повторяют фразу про не способные восстанавливаться нервные клетки. Ведь с момента открытия прошло всего два года. За это время даже не все учебники еще успели переписать!

Учиться нужно в молодости, у взрослых для этого слишком плохая память

Мозг взрослых людей может образовывать новые нервные связи. И вообще любит обновляться. Так что учиться можно в любом возрасте — память выдержит и не такое.

Например, доказано, что взрослые люди способны овладеть иностранным языком почти так же хорошо, как и родным, — причем эффект сохраняется на долгие годы. И данные нейробиологии это подтверждают. В процессе изучения нового языка у людей старшего возраста утолщается гиппокамп — зона мозга, ответственная за память. Ученые даже смогли увидеть это на функциональной МРТ.

Мы тоже это видим — на примере наших учеников. Каждую неделю мы присылаем бесплатные мини-уроки по английскому для тех, кто учит язык после школ и университетов. Подписывайтесь и проверьте сами, что возможности одинаковы для всех возрастов.

Учиться лучше по утрам

Сложно сказать, сколько лет этому убеждению — как минимум столько же, сколько пословице: «Утро вечера мудренее». Даже странно, что на самом деле все не так — ведь утром мы чувствуем себя куда более бодрыми и отдохнувшими, чем вечером.

Тут бы нам и учиться, но нет. Если мы хотим быстрее освоить предмет — скажем, выучить английский язык — то, как ни странно, учить новые слова лучше перед сном. Когда мы спим, в гиппокампе — участке мозга, ответственном за память, — интенсивно закрепляются воспоминания. Причем «начинает» гиппокамп с недавних впечатлений — то есть тех, которые мы получили прямо перед сном. Получается, забраться в кровать с телефоном и пройти пару упражнений на грамматику — хорошая идея.


или
Вы ввели неверный email или пароль
Регистрация
Нажимая, вы принимаете
условия соглашения
Маст рид
Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место