Подпишитесь
на нас в фейсбуке

7 важных грамматических правил из школьной программы по английскому

Вспомнить все перед началом учебного года

Даже если первое сентября уже давно уже не ваш праздник, начало учебного года может стать отличным поводом возобновить занятия английским. И если вашему словарному запасу летом хоть кое-как помогали сериалы Netflix и загорелые шведы из соседнего номера, то грамматике точно повезло меньше. Помогаем освежить в памяти важнейшие грамматические правила. Запомните их и больше не делайте ошибок.

5 класс. Выражение количества

Слова, которые помогают передать идею количества, в английском называются quantifiers (от слова quantity). Их постоянно приходится использовать в повседневном общении. И хоть правила мы выучили еще в школе, перепутать many и much — довольно распространенная ошибка.

Many, much, a lot of переводятся как «много». Чтобы выбрать нужный вариант, определитесь, какое слово идет после.

  • many + исчисляемое существительное (все, что можно посчитать)

Life would be easier if English didn’t have so many rules. — Жизнь была бы проще, если бы в английском не было столько правил.

  • much + неисчисляемое существительное (все, что нельзя посчитать)

I’m having so much fun. Somebody, please cancel school! — Я так весело провожу время. Кто-нибудь, пожалуйста, отмените школу!

  • a lot of и его более разговорный вариант lots of сочетаются с любыми существительными

A lot of teachers explained this rule to me. And I still can’t remember it. Многие учителя поясняли мне это правило. А я все никак не могу его запомнить.

Учебники английского рекомендуют использовать many и much в отрицаниях и вопросах. В утвердительных предложениях в неформальном стиле предпочтение отдается a lot of. Но в современном английском этого правила особо не придерживаются.

6 класс. Вопросы к подлежащему

С помощью вопроса к подлежащему вы узнаете, кто совершает действие. В основном вам пригодятся два вопросительных слова: who — если речь о людях и животных, what — для всего неживого. Эти слова мы ставим вперед вместо подлежащего и дальше оставляем прямой порядок слов, не добавляя никаких вспомогательных глаголов вроде do, does, did: «Who is the murderer then if not the butler?» («Кто же тогда убийца, если не дворецкий?»)

Здесь who можно запросто заменить на действующее лицо, если вы уже разгадали, кто убийца: «The gardener is the murderer» («Садовник — убийца»). Все остальное в предложении остается прежним. Эта схема работает не только с глаголом to be, но и во всех других временах: «Who ate all the cookies?» («Кто съел все печеньки?»).

Это очень простой тип вопросов — предложение строится так же, как в русском. Но старательные студенты уже напуганы инверсией и часто усложняют то, что усложнять совсем не нужно.

7 класс. Another, other, the other

Слова another и other мало того что звучат и пишутся похоже, так еще и переводятся одинаково — «другой», «еще один». А если поставить артикль the other — смысл вообще поменяется. Неудивительно, что их часто путают. Another используется с существительными, которые можно посчитать, если они стоят в единственном числе. Нам об этом подсказывает артикль an ANother, он указывает на что-то одно: «You know Sansa, but I have another sister whom you haven’t met yet» («Ты знаешь Сансу, но у меня есть еще одна сестра, с которой ты еще не знаком»).

Another встречается с существительными во множественном числе только в схеме another + число + существительное: «I’ve got another three brothers though one of them is a bastard» («У меня еще три брата, хотя один из них бастард»).

Other используется с исчисляемыми существительными во множественном числе, а также со всем, что нельзя посчитать:« I’ll tell you more about my family some other time. I have to defeat the Lannisters» («Я расскажу тебе о своей семье как-нибудь в другой раз. Мне нужно победить Ланнистеров»).

Если перед other поставить определенный артикль the, то дальше может идти и существительное в единственном числе. В таком случае речь о втором из пары людей или предметов, или же из контекста будет понятно, о каких людях или предметах идет речь: «My brother is cool. He has been to the other side of the wall» («Мой брат крут. Он был по ту сторону стены»).

8 класс. Косвенная речь

Если вам хоть раз доводилось пересказывать слова другого человека, вы использовали косвенную речь. Это когда вы передаете сказанное не слово в слово, а только по содержанию. Чаще всего для пересказа используются глаголы to say («сказать») и to tell («рассказывать») и союз that, хотя его можно и опустить — как вам больше нравится. Чтобы не переврать чужие слова, нужно знать правила согласования времен. Здесь все довольно просто: представьте, как бы эта фраза звучала в прямой речи — какое время нужно было бы использовать, и сделайте от него шаг назад в прошлое.

  • Прямая речь: I’m cuddling with my dog Bobo (Я тискаю своего пса Бобо).
    Косвенная речь: She said she was cuddling with her dog Bobo (Она сказала, что тискает своего пса Бобо).
  • Прямая речь: I made a meat cake for Bobo’s birthday (Я приготовила мясной пирог Бобо на день рождения). 
    Косвенная речь: She said she had made a meat cake for Bobo’s birthday (Она сказала, что приготовила мясной пирог Бобо на день рождения).

Запомните, что Present Perfect в косвенной речи меняется на Past Perfect, а не на Past Simple. Past Perfect остается без изменений — дальше уходить в прошлое уже некуда. А will превращается в would.

Еще не забудьте поменять все местоимения и указатели времени. Вот несколько примеров: now (сейчас) → then (тогда), today (сегодня) → that day (в тот день), tomorrow (завтра) → the next day (на следующий день), yesterday (вчера) → the day before (за день до этого), next (следующий) → the following (следующий).

  • Прямая речь: Next week I will bake people-shaped crackers for Bobo (На следующей неделе я испеку для Бобо крекеры в форме людей).
    Косвенная речь: She said she would bake people-shaped crackers for Bobo the following week (Она сказала, что на следующей неделе испечет для Бобо крекеры в форме людей).

Важно: вы можете игнорировать согласование времен, если слова, которые вы передаете, — это общеизвестный факт: «She said dogs are a man’s best friend» («Она сказала, что собака — лучший друг человека»).

9 класс. To be going to vs. Present Continuous

Present Continuous и to be going to довольно похожи — некоторые носители даже используют их как конструкции с абсолютно одинаковым значением. Но небольшая разница все-таки есть. И ее важно понять не только для контрольной по английскому, но и для повседневного общения, чтобы всегда говорить именно то, что думаете.

С помощью Present Continuous вы говорите о планах, для осуществления которых вы уже что-то предприняли. «Mom, dad, do you remember Joe from Alabama whom we met in Sochi? He’s moving in with us» («Мама, папа, помните Джо из Алабамы, с которым мы познакомились в Сочи? Он переезжает к нам»). Родители с ужасом представляют, как Джо купил билет в один конец и как им придется идти на курсы английского.

Куда спокойнее родителям было бы услышать: «He’s going to move in with us» («Он планирует переехать к нам»). To be going to do smth — это исключительно про планы и намерения. Вы обсуждали с Джо возможность его переезда в Россию, и он вполне себе планирует поселиться вместе с вашей семьей, но вы пока ничего не сделали, чтобы эти планы стали реальностью. Так что у родителей еще есть шанс убедить вас, что звать Джо в квартиру, где помимо вас троих живет еще бабушка и ее пять кошек, — не самая лучшая идея.

10 класс: Инфинитив vs герундий

В разговоре часто приходится ставить вместе два глагола, а значит нужно знать, как их между собой соединить — поставить второй глагол в инфинитиве или с окончанием -ing, то есть использовать герундий. Плохие новости: никаких особых правил нет — есть списки глаголов и фраз, которые нужно запомнить. Например, to suggest сочетается с герундием, а после to offer нужно поставить инфинитив, хотя оба они переводятся как «предлагать»: «Only after I had suggested suing the restaurant because of a fly in my soup, the waiter offered to change the soup» («Только после того, как я предложил подать в суд на ресторан из-за мухи в моем супе, официант предложил заменить этот суп»).

Частая ошибка, от которой не застрахованы даже люди с достаточно высоким уровнем английского, — инфинитив вместо герундия после фразы to be looking forward to. Запомните раз и навсегда — I’m looking forward to doing smth: «I’m looking forward to finding another fly in the soup» («С нетерпением жду, когда же я найду еще одну муху в супе»).

Есть небольшой лайфхак, который примерно в 80% случаев поможет правильно угадать, что именно использовать — инфинитив или герундий. Если второе действие произойдет после первого, используйте инфинитив: «I’m planning to sue the restaurant anyway» («Я все равно планирую подать в суд на ресторан»). Я планирую сейчас, а подам в суд когда-нибудь потом, через неделю или месяц. А может, вообще передумаю, все-таки это мой любимый ресторан. В остальных случаях остается использовать герундий: «I don’t enjoy eating flies» («Не люблю есть мух»).

11 класс. Пожелания и сожаления

Conditional wishes — это разновидность условных предложений, с помощью которых говорят о пожеланиях и сожалениях. Называют их conditional, потому что в основе лежат условные предложения второго типа. К 11 классу вы должны уже хорошо в них разбираться, но освежить в памяти можно на примерах фраз, которые говорят при расставании с парнем.

Чтобы сказать, что вы сожалеете о чем-либо, вам пригодится фраза I wish («я бы хотел»). При этом на русский подобные предложения часто переводят как «жаль, что...» или «было бы здорово, если бы...». Если вы сокрушаетесь о настоящем — используйте в придаточном предложении Past Simple: «I wish I knew Shawn Mendes’ phone number» («Жаль, что я не знаю номера телефона Шона Мендеса»). Если вы сожалеете о чем-то, что случилось в прошлом, — используйте Past Perfect: «I wish I had asked Shawn Mendes for his phone number when I saw him at the concert in Prague» («Жаль, что я не попросила номер телефона Шона Мендеса, когда увидела его на концерте в Праге»).

Если в придаточном предложении стоит глагол to be, грамматически верным считается употреблять форму were, вне зависимости от подлежащего: «I wish Shawn Mendes were here now» («Было бы здорово, если бы Шон Мендес был сейчас здесь»). Справедливости ради надо сказать, что это правило в разговорной речи соблюдается далеко не всегда — некоторые носители даже о нем не слышали.


Чтобы наверняка разобраться во временах, перестать пропускать артикли и путать предлоги, скачайте бесплатный личный план «Английский для прокачки грамматики». Здесь собраны ссылки на полезные ресурсы с объяснением самых коварных правил, рекомендации полезных приложений, интерактивные упражнения для отработки навыков и много других полезностей.


Это журнал онлайн‑школы Skyeng
Читать статьи полезно.
Заниматься с преподавателем —
полезно вдвойне
Подпишитесь
на «Skyeng Weekly»
Лучшие образовательные материалы по английскому. Раз в неделю по вторникам
Подписываясь, я соглашаюсь
Бесплатный вебинар:
«Принципы, которые помогают стать успешным» от основателя Skyeng
Забронировать место